Практические рекомендации по коррекции детского заикания
Зaикaниe считaeтся oдним из нaибoлee слoжныx расстройств речи, оно не позволяет ребенку полноценно общаться с окружающими, что в конечном итоге при отсутствии корригирующих мероприятий способно негативно отразиться на формировании личности.
Для начала немного «пожуем» основы. Заикание — это нарушение ритма, плавности, темпа речи, вызванное непроизвольными сокращениями мышц речевого аппарата. Причем, это не симптом какой-нибудь болезни, а само по себе полноценное заболевание центральной нервной системы. Различают две формы заикания. Первая форма, которая характеризуется вынужденными паузами в речи, затруднением в начале произнесения фразы, носит название тоническое заикание. Клоническая форма заикания проявляется вынужденным повторением нескольких звуков, слогов, слов. Как правило, наблюдается смешанная форма заикания, наделенная признаками вышеуказанных двух.
В основе заикания лежат две причины. Первая — врожденные предрасполагающие факторы (нервно-психические и инфекционные заболевания у родителей, наследственная предрасположенность, проявляющаяся уже на генном уровне). Вторая — неблагоприятная окружающая обстановка, семейные конфликты и иные обстоятельства, способные вызвать психоэмоциональное напряжение и стресс.
Чтобы невесть откуда взявшееся заикание не загнать в хроническую стадию, следует поторопиться с визитом к невропатологу и логопеду. Будьте уверены, врач сориентируется и назначит адекватное лечение. Но и родителям со своей стороны необходимо приложить немало усилий для нормализации речевой функции своего дитя. В первую очередь, в семье должен быть благоприятный микроклимат, спокойствие и гармония. Следует, образно выражаясь, «отсечь» от ребенка все внешние раздражители, способные вызывать волнение и эмоциональные переживания. Однако и с добротой не стоит перебарщивать — излишнее «задабривание» как раз таки способствует заиканию.
В качестве домашних методов коррекции заикания можно предложить проделать следующий эксперимент: примерно на месяц следует по максимуму сократить объем речевого общения с ребенком. Члены семьи в общении между собой переходят на шепот. Не стоит очень уж явно пресекать запинки в речи ребенка. Очень важно не говорить в его присутствии о заикании. Через пару-тройку дней в общении с ребенком можно переходить на шепот, облекая все это действо в игровую форму. Лепите, рисуйте, собирайте конструктор, кубики, одним словом — занимайтесь творчеством. Очень полезно спустя где-то неделю после начала заикания попробовать заняться пением — это формирует навык «чистого» речевого дыхания. Затем постепенно переходите к негромкой речи, немного замедляя ее темп. И в завершение — возобновление обычной речевой активности.
Все это время родители и другие члены семьи должны щепетильно контролировать свою речь. Чтобы служить примером для ребенка в разговоре с ним следует использовать четкие, короткие фразы. Не следует «частить», говорить скороговоркой. Дважды в день в течение 15 минут проводите своеобразные «викторины» в виде вопросов и ответов: с этой целью можно использовать загадки, диалоги из мультфильмов и сказок, стихи. Для достижения максимального эффекта ограниченный речевой режим следует соблюдать не менее месяца. Этот способ проверенный, он не может не дать результат.
И самое главное: не паникуйте, что свойственно в особенности молодым мамам. Доверяйте врачам, соблюдайте последовательность в проводимых самостоятельно корригирующих мероприятиях — и даже самые сложные скороговорки не станут камнем преткновения для вашего ребенка!